Раз уж начал выступать про джаз и джазовое образование, напишу еще.
Небольшой исторический экскурс: изначально джаз был музыкой полностью устной, музыкально грамотные джазмены были большой редкостью. Думаю, 98% коллег Луи Армстронга нотной грамоты не знали. Сам он, кстати, знал, и отчасти поэтому был так крут – у него был доступ к консерваторским учебникам-пособиям. Когда диксилэнд сменился модой на свинг, стали популярны большие танцевальные оркестры, а с ними упор на все более сложные аранжировки: пяти человекам можно обьяснить на пальцах, что играть – тридцати проще раздать ноты. Умение читать музыку неожиданно стало нужным. Были конечно и исключения – у Каунта Бейси, кажется, много было неграмотных – но он был в Канзас-Сити, а модные Нью-Йоркские оркестры все играли по написанному. После войны джазовая мода на биг бэнды прошла и вернулись маленькие комбо, но все послевоенные джазмены выросли в оркестрах, а потому знали ноты, а те, кто занимался аранжировками, прекрасно знали классическую теорию. Были, конечно, исключения – Чет Бейкер, Эррол Гарнер и Джанго играли только по слуху – но они были именно исключениями, и все биографии считают нужным упомянуть их неграмотность как нечто особенное, невиданно-неслыханное. Примечательно что ни один из трех никогда не играл в биг-бэндах.
Первая книжка Эберсолда How to Play and Improvise Jazz вышла в 1967м, и это можно считать началом окостенения джаза в американскую классическую музыку. Сейчас всё что можно оформить в виде правил стало жестко кодифицировано и вписано в учебники. Характерно что бибоп поддается этому процессу гораздо лучше чем другие, “более простые” стили. Вот Армстронг двенадцать тактов играет одну ноту и все тащатся – ну как этому научить? Т.е. играть одну ноту не проблема, но танцевать под нее никто не станет… если ты не Армстронг, конечно. А что такое tritone substitution или b9#11 chord научить можно. И конечно, педагоги учат тому, чему научить можно. И вот, появляется чертик из коробки программа Band-In-A-Box с функцией Soloist: select the soloist button, choose an artist and Band in a Box automatically generates a solo in the style of your chosen artist over your chord progressions.
Другой аспект джазового окостенения это репертуар. Любой фанат знает что “настоящие джазмены” играют только очень особенные, специальные песни, которые можно запомнить и узнать только после длительной подготовки, если очень стараться. Если джазмен играет что-то узнаваемое – например, кавер Smells Like Teen Spirit (как Чарли Хантер), или, не приведи аллах, кавер Битлов – то он конечно продался и просто хочет дешовой популярности. Я тоже раньше так думал. Репертуар, приемлемый для настоящего джазмена, сведен в канон и definitive versions напечатаны в толстенных талмудах, The New Real Book #1-3 и т.д. В деанзовском классе мы играли материал ТОЛЬКО оттуда. Но откуда взялись эти песни? Почему Майлз играл Someday My Prince Will Come? Почему Сонни Роллинз выбрал You Don’t Know What Love Is? Да потому что это была современная для них поп-музыка которую все вокруг отлично знали, и они могли позволить себе любые запилы и заходы, не боясь что слушатели потеряются, заскучают и уйдут. Половина репертуара Майлзовского квинтета с Колтрейном это песни Синатры! И вот, то что было поп музыкой, превратилось в бессмысленный ритуал.
Говорят, в Бурлингейме есть православная церковь, в которую ходят потомки белоэмигрантов. И вот, когда они идут в церковь, женщины надевают муфты и шляпы с вуалью, мальчиков наряжают в матроски, и т.д. Раньше была модная красивая одежда, теперь стала ритуальная униформа.
От себя скажу что меня это практически не напрягает – я меломан и большинство этих песен знаю и люблю именно как песни, в исполнении Кинг Кола, Билли Холидей и прочих. Но в целом, джаз сам себя загоняет – уже загнал – в гетто, которое до сих пор живо только за счет государственных финансовых вливаний и пропаганды джаза как культурной традиции для высоколобых.
В общем, вот так. Пойду-ка я займусь духовыми аранжировками для U2 и Бека.
В знак протеста.